Типовые ошибки в инвентаризации основных средств

//Типовые ошибки в инвентаризации основных средств

Регулярная инвентаризация основных средств — необходимое условие для обеспечения достоверности бухгалтерской отчетности, а также инструмент, позволяющий организации контролировать сохранность и состояние собственного имущества. При этом крайне важно соблюдение правил инвентаризации и оформления её результатов, так как при обнаружении ошибок вся информация, отраженная в отчетности, может быть признана недостоверной.

В данной статье мы рассмотрим некоторые ошибки при проведении инвентаризации основных средств, и на что стоит обратить внимание, чтобы их избежать.

  1. Ошибки в исходной документации.

До начала инвентаризации необходимо внимательно проверить наличие и состояние первичных документов на ОС: технические паспорта, документы, подтверждающие право собственности на имущество, договора аренды; а также правильность оформления инвентарных книг, карточек, описей и других регистров аналитического учета.

Все выявленные ошибки отражаются в инвентаризационной описи.

  1. Ошибки, допущенные в процессе инвентаризации.
  • К помещениям, где проводится инвентаризация, открыт доступ посторонним лицам.

По правилам, во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии, помещения, где проводится ревизия, и хранятся инвентаризационные описи, должны быть опечатаны. В противном случае остается возможность неправомерных исправлений результатов инвентаризации.

  • Ошибки в инвентаризации основных средств, временно отсутствующих в месте проведения ревизии.

Все ОС, которые в момент инвентаризации отсутствуют в компании (но не переданы в аренду), например, транспорт, отправленный в рейс или оборудование, находящееся в капитальном ремонте, проверяются заблаговременно – до момента их отсутствия.

  • Нарушена процедура инвентаризации, когда данные бухгалтерского учета сравниваются с фактическим наличием основных средств, а не наоборот.

Из-за возможного искажения фактического наличия основных средств некоторые нарушения могут быть не выявлены. Напоминаем, что проверка наличия имущества осуществляется только путем сверки фактических данных с данными бухгалтерского учета, не наоборот.

  1. Ошибки в оформлении результатов инвентаризации.

Важность правильного оформления результатов инвентаризации сложно переоценить. Ведь именно результаты проверки являются основой для обнаружения расхождений между фактическими и имеющимися учётными данными, что позволяет выявить «узкие» места в цепочке бизнес-процессов компании.

Вот несколько типовых ошибок при оформлении результатов инвентаризации.

  • Результаты инвентаризации отражены несвоевременно.

Важно помнить, что результаты инвентаризации необходимо отразить в учёте и отчётности месяца, в котором инвентаризация была завершена. Либо в бухгалтерской годовой отчетности, если проверка проводилась перед составлением годовой отчетности.

  • Составление инвентаризационной описи в одном экземпляре.

Если опись составлена в единственном экземпляре, результаты инвентаризации признаются недействительными. По правилам, инвентаризационные описи составляются, как минимум, в двух экземплярах: один экземпляр направляется в бухгалтерию для составления сличительных ведомостей, в которых и отражаются результаты инвентаризации, второй передаётся материально-ответственному лицу. 

  • Не подведены итоги на каждой странице описей, есть незаполненные строки.

Эти грубые ошибки в оформлении документов оставляют возможность неразрешенных исправлений результатов инвентаризации, что отражается на достоверности данных бухгалтерского учета. Все незаполненные строки необходимо прочеркнуть, на каждой странице прописью указать число порядковых номеров и их общий итог.

Очевидно, что инвентаризация ОС — важный для организации процесс, имеющий множество нюансов на всех этапах и требующий от исполнителей узкоспециализированных знаний. Для того, чтобы результаты инвентаризации были максимально точными, необходимо следовать всем стандартам, но и тогда, к сожалению, не исключается влияние человеческого фактора, когда заинтересованные лица могут повлиять на результаты. Избежать множества ошибок в процессе инвентаризации, а также исключить человеческий фактор можно, обратившись к внешним аудиторам. Многие компании уже оценили преимущества независимой инвентаризации основных средств, когда процедура проводится силами сторонней организации, никаким образом не заинтересованной в результатах инвентаризации, и имеющей, при этом, все необходимые ресурсы и компетенции для выполнения работ. Специалисты компании ЕВРО ПОИНТ более 12 лет проводят независимую инвентаризацию основных средств на предприятиях различных отраслей. За это время мы разработали эффективную методологию выполнения работ, позволяющую исключить ошибки в процессе выполнения ревизии основных средств и гарантировать клиенту неизменно высокий результат.

Для уточнения более подробной информации позвоните нам по контактному телефону в г. Москва: +7 (495) 544-25-99, либо напишите электронное письмо на адрес info@euro-point.ru.

By | 2018-03-26T17:07:52+00:00 Февраль 28th, 2018|Статьи|Нет комментариев